Новости компании

15.07.2019

Власть и бизнес. Парадоксы лесной политики.

Власть и бизнес. Парадоксы лесной политики.
 Предприятие "Леспромсервис" работает на рынке обслуживания техники  и оборудования с 1993 года и в основном  это лесозаготовительная техника и лесовозный грузовой  автотранспорт. От ситуации на лесном рынке напрямую зависит возможность организации  эффективной работы компании, поэтому, я как руководитель  предприятия стараюсь  как то оценивать ситуацию в лесной отрасли республики, что бы по возможности, использовать это в планировании производственной деятельности  группы компаний "Леспромсервис"

 Генеральный директор Союза лесопромышленников РК Анатолий Геннадьевич Байбородов любезно согласился 
дать свою оценку ситуации в лесном секторе экономики  республики Коми:

"В лесной отрасли республики в последние годы наметился определенный рост. И это во многом связано с поддержкой малого бизнеса как российским, так и региональным правительствами. Но в то же время крупный лесной бизнес переживает полный застой, даже те инвестпроекты, которые запускались несколько лет назад, до сих пор остаются не полностью реализованными. В чем причина? Скорей всего, в том, что изначальная цена, которая формируется для продажи лесного участка по договорам купли-продажи, очень высокая. Она завышена, на мой взгляд. Мы этот вопрос поднимаем на всех встречах-совещаниях на разных уровнях. Исполнительная власть объясняет такую политику стремлением пополнить бюджет республики.
Предприниматели, занимающиеся лесом, не совсем ориентируются в ценовой политике на лесных аукционах, им не видна схема формирования цены. В действительности государство несет немалые затраты на лесовосстановительные работы: это подготовка почвы на участках, посадку саженцев, уход за ними.
В последние годы активизировался приход в наш регион компаний из других российских регионов, которые оптом скупают на аукционе участки, а затем нашим же предпринимателям предлагают их по завышенной цене. Таких фактов немало. На наш взгляд, власти на местах не стоит увлекаться раздачей мелких лесных участков, хотя это и важно, но не даёт ожидаемой отдачи. Мы предлагаем разработать в лесном бизнесе республики свою программу, либо свой приоритетный инвестпроект наподобие российскому. Если по российским меркам инвестиции в отрасль насчитываются в пределах 3 миллиардов рублей, то в нашей республике мы предлагаем ориентироваться на 50-100 миллионов. Этот бизнес-проект предусматривает предоставление льгот предпринимателям, что позволит им шаг за шагом развиваться и представлять, что они от этого получат. Это будет значительно эффективней, потому что можно сразу взять в аренду, скажем, 50 тысяч кубометров лесного участка, и вокруг уже этого бизнеса постепенно будут возникать и мелкие предприятия.
Проблема лесных поселков состоит еще и в том, что сегодня там ничего не создается. Да, в некоторых поселениях работают еще небольшие пилорамы, от которых их владельцам больше возни и проблем, чем прибыли. Да и как иначе: техника сегодня дорогая, да и лесной фонд недешевый, и в такой ситуации предприниматели не могут планировать свою деятельность на следующий год, не зная, что там их ждет. Они не видят перспективы. И это – большущий тормоз для лесного бизнеса.
Мы на всех уровнях постоянно твердим, словно сами себя убеждаем, что малый бизнес является двигателем экономики. А на деле он – самый ущемленный и незащищенный. Он, как «салтыковский» мужик, который двух генералов кормил. Так и в нашей реальности. Ведь кто пополняет местный бюджет, оказывает поддержку администрации поселения в решении социально-экономических задач? Конечно, малый бизнес. Но почему-то зачастую во многих муниципалитетах нет должного взаимодействия власти и бизнеса. На словах местная власть вроде и поддерживает производственников, но реально эта поддержка не чувствуется, интересы малого бизнеса не представляются и не защищаются местными властями в республиканских структурах. Конечно, республиканские власти в курсе всех этих проблем. И в объяснении их причин зачастую они ссылаются на российское законодательство, которое не позволяет на региональном уровне принимать самостоятельные решения. Значит нужно, чтоб республика настойчивее отстаивала во властных структурах Москвы интересы своего региона, по-другому не получится развивать экономику.
Мы часто слышим о необходимости перевода районных котельных на биотопливо, которое в последние годы успешно производится местными предпринимателями. И в то же время есть информация о невостребованности в местной продукции и завозе биоэнергетического топлива из Кировской области.
Я всегда выступаю за развитие биоэнергетики в нашем регионе. Мы лесной регион. В лесу много отходов, которые не используются с пользой для экономики республики. Сегодня на уровне районной власти необходимо принять административное решение о переводе местных котельных, находящихся под эгидой тепловой компании и отапливающихся углем, мазутом на биотопливо. Ведь для этого не требуется решения Москвы.
В некоторых районах многие котельные, обслуживающие социальные объекты, оборудованы новыми котлами и переведены на биоэнергетическое топливо. Новый вид топлива показал свою эффективность по сравнению с электроэнергией, углем и мазутом. Но пеллеты закупаются в соседних регионах, хотя эту продукцию производят местные предприниматели. Я не понимаю, почему руководители районов не могут для общей пользы согласовать этот вопрос.
Повторяю и не устану повторять: бизнес и власть должны смотреть в одну сторону, шагать в ногу. Но для этого нужно лучше прислушиваться к мнению общественных организаций и производственников, которые ближе к производству и земле.
Мы не раз поднимали вопрос лесоперевозок, не один год бились над решением этой задачи. Думаю, благодаря нашим усилиям и настойчивости перевозчики в последние три года работали более менее спокойно, но перевозки древесины сегодня по-прежнему убыточны. Российское законодательство буквально загоняет лесоперевозчиков в жесткие рамки: за перегруз автомобиля штрафные санкции увеличиваются до 40 раз. Разве это решение проблемы? Лесоперевозчики готовы частично компенсировать ущерб, наносимый дорогам, и за перегруз.
В разряд вечных, по-моему, войдет и тема лесных дорог. Малый бизнес вынужден заниматься лесозаготовками вдоль дорог, а зайти вглубь тайги не имеет возможности – лес не вывезти. Для засыпки лесной дороги песком нужен карьер, а для его получения требуется лицензия. На ее получение уходит масса времени и немало денег. И это при том, что дорога не становится на баланс предприятия, а остается в пользование поселения, района, всех служб. Так зачем же обдирать предприятие, которое приносит благо той или иной местности? Таким парадоксам не перестаешь удивляться.
Лес является одним из главных богатств нашей страны. Он оказывает непосредственное влияние на экологическую безопасность, а переработка лесных ресурсов дает работу и приносит доход людям и бюджетам всех уровней. Значит, каждый из нас должен быть заинтересован в грамотном обращении с этим природным богатством, в привлечении в лесную отрасль инвесторов, специалистов для дальнейшего её развития" 



Директор ООО НПП "Леспромсервис" - Николай Екимовский




Возврат к списку